Арабский танец или танец живота (bellydance) уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди были гораздо ближе к Матери-Земле, жили в гармонии с природой и всем сущим. Его корни так глубоки, что сегодня мы не можем сказать с полной уверенностью, откуда он возник. Зато очевидно то, что этот танец рос, развивался, что-то терял, что-то приобретал, вбирал в себя многовековой опыт Земли, которая как нельзя лучше знает, что нужно для здоровья и поддержания гармоничных форм. Не зря танец живота не редко называют Арским танцем, т.е. одним из танцев Земли, поскольку корень "ар" на древнеславянском означает "земля".
По сути, танец живота существовал и существует во многих танцах мира, отличаясь лишь определенными особенностями и элементами, например, в танцах народов Индии, Африки, Австралии, Океании, латинской Америки и др. Арабский танец как будто впитал а себя все эти движения и синтезировал все необходимое в нечто особенное и своеобразное. Действительно, он содержит в себе опыт многих поколений. Это живой эпос, музыка, песня и танец Земли.
Существует несколько версий и предпосылок возникновения танца живота, благодаря которым мы можем отследить, каким образом был создан этот танец в том виде, который мы имеем сейчас. По одной такой весьма интересной версии этот танец был создан на основе древнеегипетского, ныне уже не существующего танца аннахля (и митаупа) или танца изгнания пчелы, попавшей в одежды танцовщицы. Да уж, как тут не "затанцуешь", имея пчелу в своей одежде! Действительно, арабский танец отличается многообразием трясок и сотрясаний всем телом и отдельными его частями, как будто вибрацией мы пытаемся выгнать эту пчелу. Даже музыка во время таких трясок напоминает жужжание пчелы. Уже даже сегодня известно, что тряски телом - это не просто беспорядочные телодвижения, это очень мощный энергетический и физический процесс, ведущий к оздоровлению всего тела, внешних и внутренних мышц и органов. А ведь в здоровом теле - здоровый дух.
Еще древние считали, что танцевальная музыка и ритмика носят духовный и даже сакральный (обрядовый) смысл. Так и эти хаотические движения издревле символизировали женскую природную неупорядоченную стихию. Из Хаоса возникла Земля, из Хаоса возникла вся вселенная. Этот танец «вырос» из ритуальных танцев, и в нем каждое движение закономерно и отточено веками. В древние времена способность женщины давать жизнь, рожать считалась божественным признаком. Ее так и воспринимали - как сверхъестественное существо, которое может повторить в себе жизнь. На востоке существовал ритуальный танец, который показывал движение мышц живота, которые участвуют в родах. По сути, это было схематичное изображение родов с помощью мышц (это как их нужно было развить!). Потому-то у древних танцовщиц особых проблем с родами и не возникало. Как впрочем, и у современных восточных женщин.
По другой версии танец живота был связан с культом змеи, существовавшем в древнем обществе и распространенным настолько широко, что даже получил специальное название - "офиолатрии" (от древнегреческого ofis - змея и latreia - поклонение). Вспомним, как описывает Иван Ефремов в "Таис Афинской" зачаровывающий и в то же время опасный танец поклонения змее или обряд поцелуя змея: "Змей свернулся кольцами, устремив не ведающий жалости или страха взгляд на жрицу, почтительно ему поклонившуюся. Продолжая свой напев, она подняла высоко над головой сложенные ладонями руки и, вытянувшись на пальцах, стала раскачиваться в стороны боковыми изгибами на плотно сомкнутых ногах, сохраняя удивительное равновесие. Раскачивание учащалось... Снова повторилось раскачивание и пение, жрица с красотой и соразмерностью танцовщицы, переступая босыми ногами, приближалась к змею. Улучшив момент, она взяла обеими руками его голову, поцеловала и опять отпрянула. Змей бросался с едва заметной глазу быстротой, но всякий раз повелительница змей точно угадывала его намерение и отстранялась еще быстрее.,."
Вспомним также о Кундалини Шакти (в переводе с санскрита "кундал" - "свернутая кольцом", "шакти" - сила, энергия, потенция, проявление женского начала в природе) - жизненном принципе всей Природы. Сила эта движется, змеевидно извиваясь, сочетая две великие противоположности притяжения и отталкивания, почему называется еще змеей. Кундалини уравновешивает внутреннее и внешнее в жизни. Это образ космической силы, которая созидает, поддерживает и разрушает. Кундалини - это источник, из которого возникают все звуки, энергии, идеи, желания, мысли, речь. В "Шат-чакра-нирупана" сказано: "Она, чарующая мир, блистает как молния, ее сладостный шепот подобен жужжанию обезумевших от любви пчел. Она - источник всякой речи. Это она поддерживает все существа мира посредством вдоха и выдоха и сияет в обители Муладхары, как ожерелье сверкающих бриллиантов".
Нет ничего во Вселенной, чего бы не было в человеческом теле, фактически, тело - это сокровищница бесконечной силы. Пластика и гибкость движений тела - это не только здоровье духовное и физическое, это отражение вечно перетекаемых, беспрерывных и бесконечных процессов Земли и Космоса. Удивительное свойство змеи передвигаться по земле за счет постоянных ритмичных сокращений мощной мускулатуры наводит на мысль об одном очень знаменательном ритмичном процессе. Это роды, родовой процесс. Издревле переход человека от жизни внутри материнской утробы к самостоятельному существованию на земле полагался фактом чрезвычайной важности не только потому, что это - новая жизнь, но также и потому, что появление на свет сопряжено с опасностью, с пограничным состоянием между жизнью и смертью, с особыми таинственными процессами, которые определяют затем всю жизнь человека. Сам факт любого рождения обретает глубочайший космогонический смысл: рождаются миры, рождаются боги, рождаются люди, и все это связано с непростым, нередко тяжелым путем рождения, несущим в себе и жизнь, и смерть. Танец живота, имитирующий телодвижения змеи, есть и обращение к таинству родов - символу постоянного обновления. К тому же, это еще и делает женщину гибкой, выносливой, здоровой и красивой.
По некоторым исследованиям, танцы живота имеют историю примерно в 11 тыс. лет, начиная с цивилизации Хиттида в Тибете, и до нынешних времен. Начав свой путь в Тибете, они прошли и через Вьетнам, Корею, Китай, Турцию, Аравию, Африку, Южную Америку, а также попали и к древним славянам (около 3,5 тыс.лет до н. э.}. Здесь они получили особый смысл, а именно, стали танцем для любимого мужчины. Однако примерно за 300 лет до появления христианства славянский вариант танца начал свое путешествие обратно в Азию, где впоследствии, стал исполняться корыстно, потеряв свой эзотерический смысл.
По одной из версий, эстафету подхватили цыгане, жившие тогда в Азии. В 5 веке в Индии начались гонения на цыган. Они стали танцевать за деньги, чтобы как-то прожить, ведь бродячее племя не могло вести хозяйство. Цыгане принесли этот танец в Персию, Афганистан, Египет. А пояс с монетами появился оттого, что уличные танцовщицы вешали на пояс мешочек, в который люди кидали монеты. Кошелечек призывно звенел. Со временем придумали просто нашивать монеты на кусок плетеного платка.
Только в 7 веке н. э. за танцем повсеместно укоренилось название "арабского". Танцевали его женщины, но в 10-12 вв. н. э. танцевать стали и мужчины, которые внесли в него некоторые изменения. Только с 12 века н. э. и до сегодняшнего дня арабский танец существует уже почти без коренных изменений.
В XX веке восточный танец впитал себя очень много классики, много элементов классической хореографии, став при этом более утонченным и изысканным. Сегодня известно около 50 основных видов танца живота и существует 8 основных школ арабского танца (Турецкая, Египетская, Пакистанская, Ботсванийская, Таиландская, Бутанская, Аденская и Иорданская). Танец все время растет и развивается и в наше время, с каждым днем обогащаясь новыми элементами и стилями…
"Волшебство Танца Жизни"
|