Сольный танец.
Не знаю я, как шествуют богини, а милая Танцует по Земле.
В большинстве случаев арабский танец живота - это сольный танец. Поскольку каждая танцовщица - это индивидуальность, то она, выполняя, казалось бы, те же движения, что и другие, делает их по-своему. Более того, у каждой танцовщицы может быть свой стиль исполнения и набор движений в танце. Но он вовсе не обязательно всегда один и тот же.
Так как все мы растем, все мы изменяемся, то и индивидуальный стиль танца также может меняться, оставляя лишь что-то основное или некоторые черты, которые присущи движениям данного человека, Это значит, что какое-то качество характера, сущность, особенность этого человека, возможно даже главная, остовая, остается с ним все время, а другие - меняются и видоизменяются. Набор движений может меняться и в результате перемен состояний человека по жизни. Особенно это заметно у женщин, у которых от природы диапазон эмоций и чувств гораздо шире, чем у мужчин, их состояния и настроения более переменчивы и глубоки.
Мы можем поэкспериментировать: во время занятий танцами дома, когда вам ничто не мешает, очень хорошо расслабьтесь и под любую музыку, не задумываясь, хорошо вволю потанцуйте. При этом периодически надо возвращаться к внутреннему наблюдению за собой: что хочется танцевать больше всего, какие движения больше повторяются. Таким образом, вы как бы делаете срез или проверку своего внутреннего состояния на этом жизненном промежутке или просто выясняете, что вам надо сейчас, чего и где вам не хватает. Такой эксперимент для большей убедительности можно провести несколько раз, например, с промежутком в 2-3 дня или неделю. Главное, не бойтесь, если у вас невольно все время выплывает одно и то же движение. Наоборот, расслабьтесь и продолжайте в том же духе, т.к. с помощью движения в танце или определенной асаны мы можем регулировать свое состояние. Например, если вас все время тянет делать тряску грудью, это может значить, что вам недостает или, наоборот, в избытке энергия на сердечной чакре, и соответственно этим движением вы или набираете энергию на сердце (раскрываете эту чакру, заставляете ее активизироваться), или отдаете избыточную в окружающий мир, уравновешивая энергии во всем теле. Многое также здесь зависит от положения рук.
Также помните, что очень часто некоторые части тела и суставы потому не двигаются, что энергетические каналы в соответствующих участках заблокированы (или недостаточно открыты), т.е., другими словами, в них не хватает энергии. На практике: это отсутствие гибкости, силы, подвижности, неумение скоординировать движения. Следовательно, этому нужно уделять внимание и работать над собой: делать растяжки, йоговские упражнения, сами танцевальные движения и т.д. Но главное в таком случае не только физическая работа, но и работа на психическом уровне: расслабиться, перестать зацикливаться на этом, найти и осознать причину этой зажатости (в своем поведении, отношении к себе и к окружающим и др.). Ведь часто случается так, что, только выйдя на другой уровень сознания или перестав совершать одни и те же ошибки, мы вдруг начинаем с легкостью делать то танцевальное движение, над которым бились уже столько времени (о чем также говорят наука психосоматика и псхология йоги).
Конечно же, в идеале, если вы здоровы и уравновешены на энергетическом, равно как и на психическом уровне, то физических "неполадок", больших перепадов в состояниях или "зацикленности" на определенных движениях просто, как правило, нет. В этом случае в вашем танце есть все: он и гармоничный, и интересный, и творческий, и разнообразный.
Если вы выступаете перед зрителями, то здесь лучше соединять расслабление и артистизм. Артистизм, кроме внутреннего состояния, включает в себя многоуровневый подход к движениям тела. То есть все: взгляд, улыбка, жесты, движения тела - должно соответствовать образу, который вы создаете. Например, если под веселую бодрую музыку у вас на лице будет написано безразличие и холодность, то публика сразу же заметит эту дисгармонию. Конечно же, если вы действительно переживаете то, что хотите передать в танце, то ваше тело при гармоничной связи его с вашей психикой само естественно выстраивает и мимику, и жесты, и движения в танце. На любой сцене язык тела выступающего не может обмануть зрителя, так как сцена становится своего рода лакмусовой бумажкой для проявления всех ваших, даже скрытых и не осознаваемых вами, проблем и, напротив, лучших качеств. Так что, хочешь узнать, какой ты настоящий, выступи на сцене с каким-нибудь номером, а затем посмотри на себя со стороны в видеозаписи.
Обычно многие люди боятся сцены и выступают в состоянии, как студент в первый раз на экзамене. Чтобы преодолеть все страхи, закрепощенность, нужно, во-первых, убедить себя в их бессмысленности или посмотреть им прямо в глаза и, во-вторых, тренироваться танцевать вначале перед воображаемыми зрителями, а затем перед настоящими, например, перед своими близкими. Почему близкими? Потому что, их моральная поддержка поможет вам быстрее расслабиться и раскрепоститься, и, выходя на сцену перед малознакомыми или незнакомыми людьми, вы будете уже подготовлены. Это так называемый "мягкий" путь, а иногда, чтоб потерять страх перед публикой, нужно действовать по принципу: "чего боюсь, то и буду делать", и тогда, может быть, достаточно будет всего лишь одного выступления на сцене, чтобы все страхи прошли, как сон пустой.
Конечно, индивидуальный танец, когда вы наедине с собой, и сольный танец на публике различаются. В первом случае вы больше самовыражаетесь и больше настроены на интуитивное восприятие - это как танец-медитация. Однако публике не за чем демонстрировать медитацию, она любит, когда с ней пытаются взаимодействовать. Поэтому здесь к танцу подключается артистизм. В обоих вариантах вы нарабатываете необходимые вам качества, и, главное, учитесь проявлению и реализации себя в творчестве и по жизни.
Групповой танец.
"Таис стала в центре, все еще вздрагивая от грохота, а делосский мудрец исчез. Внезапно, как будто из стен, вышли девять женщин, с венками из красных цветов на распущенных волосах, нагие, как Таис, не египтянки, но и не эллинки, неизвестного Таис народа... Женщины пошли цепочкой, высоко приподнимая колени и держа друг друга за распушенные волосы. Темп, ускоряясь, перешел а бег. Разъединившись, они закружились волчком стробилосом, замерли, потом, извиваясь в игдибме -диком танце троянской богини, неистово завращали бедрами; снова понеслись, запрокидывая головы и простирая руки, словно готовы были обнять лею Ойкумену..."
(Иван Ефремов "Таис Афинская")
Ни для кого не секрет то, что сегодня работа в группах, в коллективах является весьма прогрессивным направлением, поскольку энергетическое поле группы сильнее, чем поле одного человека. Это относится и к танцу.
Одним из весьма распространенных приемов постановки группового танца во все времена было создание группового пространства. Давно уже было отмечено, что ритмичные телодвижения, совершаемые группой людей, приводят к появлению чувства духовного единения людей друг с другом. А если к этому прибавить еще и физическое единение, то возникает очень сильный однонаправленный заряд человеческой энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.
Многие народные танцы имеют именно единение в основе фигуры танца. Например, югославское коло танцуется в кругу, сплетя руки на плечах соседей, русский хоровод или украинский танок - просто держась за руки, греческий сиртаки - обнявшись за плечи, даже на современной дискотеке у молодежи популярен танец в кругу и в его центре. Вероятно, почти каждый может вспомнить действие эффекта единения непосредственно на себе. Если вы ходили в турпоходы или были в компании на природе, то скорее всего ваши вечера устраивались около костра, и вся группа переживала незабываемое воодушевление. Усиливается энергетическое поле и у семьи, которая собирается за круглым семейным столом, и мн.др. Фигур в танце может быть очень много (не только круг), и все они могут чередоваться в разнообразном порядке, лишь бы был создан гармоничный и взаимосвязанный рисунок от начала и до конца.
Здесь, в отличие от сольного танца, каждый должен знать по музыкальным тактам, что и в каком порядке ему делать на протяжении всего танца. Иначе может выйти полная путаница и беспорядок. Для этого вся предварительная работа по постановке танцев выполняется совместно и по взаимному согласию. Каждый вносит свой творческий вклад, что придает танцу многогранность.
Однако, во всем лучше знать меру и не впадать в крайности -например, не надо доводить все до полного автоматизма участников танца. Пускай каждый сможет в танце передать не только дух всей группы, но и отразить свою индивидуальность. Для этого, например, используется весьма распространенный прием (практически во всех танцах мира), когда каждый участник группы может побыть солистом. При этом выступающий специально заранее подбирает танцевальное движение (или их комбинацию), которое ему импонирует или нравится, и, опять же, по договору с другими выбирает такт, под который он будет (как солист) его танцевать. Солировать в одном танце может как один так и все участники группы. Пускай каждый постарается при этом отразить свой стиль и индивидуальность исполнения. Подключайте свое творческое воображение, импровизируйте.
Что необходимо учитывать или принимать во внимание при выступлении на публике в сольном, парном и групповом танце?
- техника и сложность исполнения;
- чувство ритма, ритмичность;
- чувствование музыки или музыкальность;
- синхронность (в групповом и парном танце);
- ориентация и чувствование пространства;
- владение танцевальными предметами и приспособлениями (шаль, ассая, бубен, ссагаты и др.);
- артистичность и творческая новизна костюма;
- степень разнообразия элементов, а также структура танца;
- артистизм и актерское мастерство;
- состояние и расслабленность;
- владение мимикой, жестами, осанка;
- распределение напряжения и расслабленности;
- контакт с публикой, особенности и приемы психологического воздействия;
- оригинальность, новизна;
- контакт, взаимодействие с публикой;
- взаимодействие, связь с партнером или группой;
- эзотерический подтекст (какие работают чакры, набор стихий, женское/мужское начало, движение энергий и др.);
- символика, идея и сюжет танца;
- достигнута ли была цель танца - самореализация и др.
"Волшебство Танца Жизни"
|